Игры в НХ: 6 игр.
Еще 13 лет назад такое понятие, как Natural Horsemanship (естественные отношения с лошадью) не было никому известно. Зародилось это движение в Америке сравнительно недавно, а в последние годы получило невероятное признание во всем мире. Пытаясь в двух словах описать это направление, можно сказать, что оно вырабатывает у человека определенный подход к лошади, а у лошади к человеку. Т.е. во главу угла ставится именно психология отношений всадника и лошади, лошадь в первую очередь обучается принимать и уважать человека, слушаться его команд, а потом уже у нее вырабатываются навыки, необходимые для спорта, в котором ей предполагается участвовать. Принципиальное отличие Natural Horsemanship (NH) от традиционной системы обучения лошадей заключается в том, что отношения между всадником и лошадью строятся на общении, знании и психологии, а не на силе, страхе и подавлении. Лошадь принимает указания всадника по доброй воле, учится не противиться его командам, т.к. испытывает к нему уважение (а не страх перед ним!), а также становится безопасной для человека, из-за того, что глубоко убеждена, что его действия не могут причинить ей вреда, и научается преодолевать свои природные страхи.
Хорошим доказательством пользы такой системы является хотя бы тот факт, что лошади, выезженные согласно принципам NH, позволяют ездить на себе без седла и уздечки, не создавая всаднику абсолютно никаких проблем.
В рамках этой системы работает много признанных во всем мире мастеров. Один из них, Пат Парелли, разработал четкую методику, закладывающую ту базу, благодаря которой тренинг лошади в дальнейшем станет невообразимо легче. Лошадь не будет отвлекаться на сопротивление, всадник не должен будет тратить сил на борьбу. Он будет просто обучать, а лошадь будет с любопытством это воспринимать и стараться выполнить.
Вся программа Пата Парелли изложена на его сайте www.parelli.com, а также доступна в книгах и на видеокассетах (их, правда, придется заказывать из США). Состоит она в том, чтобы научить хозяина новой системе отношений со своей лошадью. Бесполезно обучать одну лошадь, а потом возвращать ее человеку, не умеющиму давать команды, которых лошадь бы послушалась. Поэтому каждый должен учиться параллельно с лошадью, вместе с ней.
Основа программы Парелли заключается в работе с лошадью на земле. Без этой части, по его словам, большая часть паззла отсутствует. Эта отсутствующая часть - основная причина "неплодотворности" работы, травм и большой вероятности достижения только "средненьких" результатов. Лошади выставляют людей полными дураками на земле. Они ловчее, быстрее и сильнее. Нужно суметь доказать лошади, что она ошибается относительно тебя, стоящего на земле, завоевав ее уважение. Для этих целей Парелли разработал комплекс начальных упражнений, которые назвал "Семь Игр".
Сразу оговорюсь, что 7 Игр Парелли основаны на принципе отрицательного подкрепления - неприятного стимула, который можно остановить, изменив поведение. Приведу пример, которым Карен Прайор (в книге о методах дрессировки "Не рычите на собаку") иллюстрирует отрицательное подкрепление. Когда она пришла в гости к тетушке, за разговором положила ноги на журнальный столик. Тетушка нахмурила брови, та сняла ноги со столика, тетушка снова заулыбалась. Т.е. отрицательное подкрепление дается в момент совершения нежелательного действия и прекращается, когда поведение изменилось в требуемую сторону. Наказание, в отличие от него, отложено во времени, т.е. наступает тогда, когда действие уже совершено. Оно направлено на то, чтобы когда такое же действие повторится в будущем, субъект проанализировал ситуацию, и не стал совершать нежелательных действий. Его неэффективность состоит в том, что лошадь в силу своих умственных возможностей, не способна провести такого анализа.
Итак, 7 Игр по Парелли.
1 - "Дружелюбная игра".
С помощью этой игры ты доказываешь лошади, что ты не причинишь ей вреда, даже если мог бы. Вместо того, чтобы просто похлопывать лошадь и спокойно передвигаться около нее, нужно создавать пугающие ситуации, чтобы потом доказать, что эти ситуации не причинят ей вреда.
Нужно добиться того, чтобы было можно дотрагиваться до лошади в любом месте, накручивать веревки ей на ноги, спину и голову, даже прыгать около нее. Таким образом, лошадь становится менее чувствительной к "страшным" моментам, предметам и ситуациям. Секрет заключается в том, чтобы предлагать "злые вещи" с определенным ритмом, улыбкой на лице и спокойным, расслабленным языком телодвижений (body-language). Нужно продолжать, в определенном ритме, до тех пор, пока лошадь не поймет, что ничего страшного в этом нет и не будет стоять спокойно. По мере того, как у тебя появится больше знаний и опыта, ты сам придумаешь 1000 новых игр из этой серии.
У многих лошадей, даже много лет ходивших под седлом, никогда не было случая "познакомиться" со своим седлом. Можно играть в дружелюбную игру с помощью седла и вальтрапа, легко кладя их на спину лошади, а затем снимая, пока лошадь не станет просто спокойно стоять, пока ее седлают.
Здесь важно обратить внимание на 2 вещи. Во-первых, лошадь должна иметь возможность двигаться, чтобы избежать "опасности", пока она еще считает ее опасностью. Т.е. нужно позволить лошади отступить, увернуться, держа ее на ненатянутой веревке, причем на столько, на сколько это потребуется лошади, чтобы успокоиться и встать на все 4 ноги. Во-вторых, "злые вещи" надо предлагать в определенном ритме, который даст лошади возможность предугадывать твои действия. В эту игру надо всегда играть в первую очередь, до остальных 6 игр, а также в промежутках между ними. Каждый раз, как ты играешь в нее с лошадью, ты придаешь ей уверенности и поддерживаешь баланс между дружбой и доминированием.
2 - "Дикобразная игра".
Одним из врожденных инстинктов у лошадей является рефлекс сопротивления. Это инстинкт пробиваться сквозь давление (push through pressure), который заставляет лошадь считать, что она попалась в ловушку. Когда они начинают чувствовать себя неуверенно морально, эмоционально или физически, первое, что приходит им в голову - это сопротивляться (пробиваться, использовать силу) против давления, которое они ощущают, каким бы оно ни было, будь это недоуздок, трензель, подпруга или твоя нога.
Вот почему лошади пятятся назад и создают проблемы в небольших помещениях, в коневозах, например. Они от природы страдают клаустрофобией, рефлекс сопротивления становится стратегией выживания.
Дикобразная Игра учит лошадь уступать, отодвигаться от давления. Люди часто используют тыкающие или пихающие движения, но это оказывает устойчивое давление, которое заставляет лошадь осознать свою обязанность отодвигаться от давления и обрести комфорт.
Аккуратно! Лошади в этих играх имеют "черный пояс"! Эту тактику они используют между собой для установления доминирования. Они, само собой, в свою очередь налягут на тебя, проверяя, кто первый сдастся. Настаивай на своем, не уступая ни сантиметра, как столб. Это означает, что твои ноги будто бы прирастают к земле и в тот момент, когда лошадь сдастся, она сразу же почувствует облегчение от устойчивого давления. Давление не должно следовать за ней!
Тебе может понадобиться шпора или острый камень, если твоя лошадь особенно упертая. Помни: начинай мягко и увеличивай силу постепенно и неуклонно, до тех пор, пока лошадь не подвинется. Как только она уступит, ослабь давление и почеши то место, куда ты давил. Когда она один раз поймет, что тебе было нужно, ты сам удивишься, насколько легко она будет уступать.
Используя Дикобразную Игру (устойчивое давление), можешь ли ты подвинуть свою лошадь вперед, назад, в стороны (принять), направо и налево, ее перед, ее зад, голову вверх или вниз? Нужно добиться того, чтобы лошадь двигалась от легкого ровного прикосновения кончиков пальцев. Лошадь не должна шарахаться или убегать от такого прикосновения, она должна остановиться тогда, когда ты прекратишь давление и потрешь место, до которого дотрагивался.
3 - Направляющая игра.
Лошади играют друг с другом в Направляющую Игру постоянно. Они бросают напряженный взгляд, закладывают уши, взмахивают хвостом или поднимают заднюю ногу, чтобы сказать: "Если ты не подвинешься, я укушу или ударю!"
Эта игра следует за Дикобразной игрой т.к. сначала лошадь должна научиться уступать твоему физическому давлению, а потом уже моральному. Тем самым ты развиваешь "язык предложений". Лошадь осознает, что если она не послушается твоего предложения, она столкнется с физическим давлением, машущей веревкой, палкой или твоей рукой. Эта игра заключается в обучении лошади двигаться без того, чтобы дотрагиваться до нее. Но если она не двигается с места, надо дотронуться до нее, пока она не будет это выполнять ВСЕГДА.
Здесь проходит отчетливая граница того, что лошадь в действительности понимает. Если ты бьешь лошадь в качестве наказания, она станет винить тебя, потеряет доверие или даже станет оказывать сопротивление. Лошади не понимают наказания. Они понимают только негативные последствия. /Разница наказания и отрицательного подкрепления по Карен Прайор, прим перев. ;-)/. Большая разница в том, что негативные последствия наступают сразу же за поведением, и их не сопровождают "грубые эмоции". Если ты предлагаешь лошади подвинуться, а она этого не делает, она сталкивается с механической причиной, заставляющей ее двигаться, лошадь учится уступать дорогу быстрее. Это ее обязанность. Она не станет тебя винить и в следующий раз или в третий раз подвинется быстрее.
Худшее, что ты можешь сделать в этой ситуации - обмануть лошадь, не настоять на своем с помощью физического воздействия. Лошадь поймет, что если она не выполнит команду, то настаивать ты все равно не будешь, и совсем перестанет тебя уважать. Она знает, что если ты не заставишь ее двигаться, что в ответ на твои действия она может и просто стоять - значит, лидер она. Лошадь должна знать, что лидер не обманывает. Нужно быть настолько же честным и доминирующим, насколько была бы твоя лошадь.
Чтобы играть в Направляющую Игру, постарайся послать лошадь назад, махнув на нее рукой, будто ты стряхиваешь воду. Подвинь ее переднюю половину, указывая на ее глаз, а заднюю половину - махнув кордой в сторону задних ног лошади, поначалу можно даже шлепнуть ей лошадь. Будь все время вне досягаемости ее "средств сопротивления". Используй корду, чтобы двигать ее, стоя у ее плеча. Гладь ее, когда она сделала правильное движение. Играй в эту игру до тех пор, пока не будет достаточно одного твоего напряженного взгляда, чтобы подвинуть задние ноги лошади.
4 - Игра Йо-Йо.
С помощью этой игры ты учишь лошадь подходить и отходить, двигаясь вперед-назад по прямой линии. Поначалу линия, конечно, прямой не будет, но стремиться нужно к этому. Многие лошади охотно подходят, но назад двигаться хотят только развернувшись. Другие легко отходят назад, но тебе приходится буквально силой их подтягивать к себе. Считай движение назад как первое "Йо" и подход к тебе как второе "Йо". Игра "Йо-Йо" уравновешивает их.
Чтобы в нее играть, пусти по корде змейку, чтобы заставить лошадь отступить от тебя. Начинай тихонько, затем увеличивай волну, пока не начнет плясать недоуздок, лошадь не почувствует дискомфорт, который заставит ее ноги двигаться. Если лошадь сразу начала отступать назад, немедленно останови волны по корде, дав ей понять, что она поступила правильно.
Снова начни потихоньку. Пусти по корде небольшую волну, пока лошадь не отступит опять. Продолжай до тех пор, пока лошадь не будет четко выполнять упражнение. Сначала проси один-два шага, потом еще, пока лошадь не будет двигаться на всю длину корды.
Теперь помани ее обратно. Мягкими движениями пробуй подтянуть корду к себе, ритмично. Не натягивай ее, а как бы приглаживай ее руками, в конце делая подтягивающее движение, чтобы ненавязчиво показать лошади, что ты хочешь. Работай над этой игрой до тех пор, пока не будет достаточно легкого взмаха корды, чтобы отослать лошадь назад и улыбки и опущенных рук, чтобы подманить ее обратно.
5 - Кружащая Игра.
Многие думают, что это похоже на работу на корде, но Кружащая Игра значит намного больше. Это моральное упражнение настолько же, насколько и физическое, т.к. лошадь понимает, что она должна сохранять темп и направление, заданное тобой, пока ты не дашь команду его изменить.
Чтобы играть в Кружащую Игру, ставишь лошадь носом к себе. Используй Направляющую Игру, чтобы повернуть от себя переднюю половину лошади. Дав знак двигаться, стой спокойно, не используй бич, не держи руку все время вверх, не поворачивай корпус - ничего. Когда ты готов, поверни лошадиный нос снова к себе. Когда лошадь стоит по прямой к тебе - поверни ее задние ноги, используя Направляющую игру. Большой секрет состоит в том, что когда лошадь делает то, что ты просишь, оставь ее в покое! Когда она начинает делать что-то нежелательное - действуй. Каждый раз, как она попытается изменить скорость движения или направления, подмани ее к себе и отошли назад опять. Постепенно она запомнит, что идя по кругу она находится в состоянии комфорта.
Играя в эту игру, минимум должен быть 2 круга, а максимум - 4. Если лошадь описывает 2 круга без помощи, это показывает ее уважение и покорность. После 4 кругов лошади начинает становиться скучно. Если ты хочешь добиться от нее больше 4 кругов, играй с ней в эту игру на неровной земле, ставь какие-то препятствия, отпускай веревку каждый раз на разную длину. Не забывай смотреть на это с точки зрения лошади. Пусть эта игра останется интересной для нее.
6 - Принимание.
Чем лучше твоя лошадь двигается назад и в стороны, тем лучше она будет делать все остальное. Эта игра не только позволяет поддерживать лошадь в лучшей физической форме, она позволяет ей эмоционально успокоиться и начать использовать свои умственные способности для обучения.
На первых порах для этой игры потребуется стенка. Стенка поможет лошади не двигаться вперед, пока она соображает, что же ты от нее хочешь. Линия в 4 м. и хлыстик - все, что нужно, чтобы начать. Принимание - это та же Направляющая игра в сочетании с Дикобразной Игрой, т.е. отсылаешь нос, потом задние ноги, снова нос, снова задние ноги итд. на всем протяжении стенки (около 4 м.). Скоро лошадь поймет и постарается двигаться одновременно передними и задними ногами. Если голова слишком далеко отворачивается, надо подогнать задние ноги. Четко следи, чтобы не тянуть ее голову к себе, если она слишком удаляется!
Правила НХ:
1. НХ - это подход, а не вид спорта. Неправильно было бы считать, что НХ не годится для конкура или выездки, потому что в статьях по НХ не описываются приемы обучения этим видам спорта. НХ формирует мышление, с помощью которого вы сможете скорректировать любую программу обучения лошади чему угодно.
2. Общение с лошадью, выполнение лошадью каких угодно команд, обучение строится не на принуждении, а на доброй воле. Лошадь слушается вас не потому, что боится, а потому что она ХОЧЕТ слушаться вас и выполнять ваши указания.
3. Отношения с лошадью строятся на основе лидерства. Вы являетесь лидером для вашей лошади, именно поэтому она выполняет вашу волю.
4. Лошадь должна быть безопасной. Она не должна ни кусаться, ни отбивать ногами. Не должна пугаться незнакомых звуков или предметов. Должна спокойно ходить рядом с человеком. Не должна иметь вредных привычек. Должна беспрекословно слушаться всадника даже без механических средств управления (кроме корпуса и рук-ног всадника, конечно), при этом не теряя своей индивидуальности. Так считают сторонники НХ и добиваются этого, используя "мягкие методы".
5. Обучение основано на комфорте. Лошадь стремится от дискомфорта к комфорту, поэтому если вы что-то от нее хотите, вы причиняете ей дискомфорт до тех пор, пока она не выполнит ваше пожелание. Тогда вы СРАЗУ ЖЕ прекращаете неприятное воздействие, тем самым, создавая комфорт. Это - применение отрицательного подкрепления. Но наряду с ним обязательно применяется и положительное подкрепление: за каждый правильный "ответ" лошадь хвалят.
6. Не бывает плохих, наглых или злых лошадей. Бывают невоспитанные лошади. Поведение лошади формируется под воздействием определенного опыта, связанного с людьми, поэтому если лошадь ведет себя каким-то нежелательным образом, это означает, что ей это в свое время не "объяснили". Попытаться "объяснить" заново никогда не поздно!
7. Для того чтобы обучать лошадь по принципам НХ, совсем не обязательно обладать специальными знаниями. Существуют тренера, работающие по этой системе (не у нас, заграницей :-/ ), которые могут сделать обучение намного более легким и быстрым, но вообще говоря, сделать это может каждый.
8. НХ подходит для любой лошади независимо от возраста, породы, роста, экстерьера итд.
9. При обучении лошади по системе НХ прогресс становится заметным с первого же занятия. Обучив лошадь всего лишь одному действию, вы заметите положительный эффект даже в том поведении, над которым не работали.
10. Обучение проходит в форме игры. Это гарантирует доброжелательный настрой и интерес со стороны лошади.
11. БольшАя часть обучения проводится на земле. Успешные занятия на земле - залог плодотворной работы под седлом.
12. Обучение по системе НХ не занимает много времени, особенно если проводится регулярно. Некоторым вещам можно научить за 10-15 минут.
Ещё об НХ:
Чем НХ отличается от традиционного метода "кнута и пряника"?
Определим некоторые понятия, тогда ответ станет очевиден.
Наказание - нечто неприятное для субъекта, которое совершается как ответ на его нежелательные действия, ПОСЛЕ того, как действие совершено, иногда через большой промежуток времени. Пример: родители ругают школьника за плохо оконченный год. Тот уже ничего не может сделать, чтобы изменить текущие оценки. По этой причине наказание по своей сути несправедливо.
Отрицательное подкрепление - нечто неприятное для субъекта, которое совершается как ответ на его нежелательные действия В МОМЕНТ совершения им этих действий. Пример: школьник вместо того, чтобы готовиться к экзамену, считает ворон в окне. Родители добиваются того, чтобы он сел заниматься (как они добиваются - не важно, главное, чтобы результатом было то, что школьник засел за тетради). В результате экзамен сдан нормально и год окончен вполне прилично.
Поощрение - нечто приятное для субъекта, которое совершается как ответ на его желательные действия, ПОСЛЕ того, как действие совершено, иногда через большой промежуток времени. Пример: вы отъездили на лошади просто замечательно, очень ей довольны и, заведя в денник, щедро угощаете морковкой. Лошадь, конечно, невероятно рада такому подарку, но из этого не следует, что она будет так же стараться в следующий раз. Просто потому, что она не поняла, за что именно ее наградили.
Положительное подкрепление - нечто приятное для субъекта, которое совершается как ответ на его желательные действия В МОМЕНТ совершения им этих действий. Пример: вы завели лошадь на препятствие, она идеально его прыгнула, вы угощаете лошадь морковкой или хвалите каким-то другим способом. В результате у лошади появляется связь между чисто прыгнутым препятствием и поощрением, она становится более старательной в работе.
Метод "кнута и пряника" подразумевает использование наказания и положительного подкрепления, а при неумелом его использовании - наказания и поощрения. НХ подразумевает использование отрицательного и положительного подкрепления. Самой распространенной ошибкой является суждение "НХ не использует наказание. Так что же, лошадь за неповиновение нужно гладить???". Нет. Если у вас есть возможность скорректировать нежелательное поведение, вы это делаете. Если же нет, вы анализируете, почему оно произошло, выявляете первые намеки на "отклонение" и в дальнейшем принимаете меры во время этих первых намеков.
Например, лошадь имеет привычку лизать вам руку, а потом прихватывать кожу зубами так, что на ней остаются синяки. Если вы за это ударите ее, это не заживит вам синяк. Да и лошадь совсем не обязательно поймет, что кусать плохо. Вполне возможно, что она просто станет вам меньше доверять и пугаться ваших резких движений. Что же следует сделать в таком случае? Будьте в следующий раз предусмотрительнее. В следующий раз, дав лошади лизнуть руку, либо уберите ее, либо сделайте лошади жест отойти. Синяка не появится, настроение испорчено не будет.
Командир и лидер.
Другое распространенное заблуждение. "Мы с моей лошадью партнеры, друзья, я не хочу командовать. Я не хочу быть лидером". Коль скоро вы ездите на лошади, вы ожидаете, что в ответ на ваши команды лошадь будет выполнять строго определенные действия. Вы высылаете ее шенкелями и ожидаете, что она двинется вперед. Вы натягиваете повод и ожидаете, чтобы она остановилась. Вы задаете направление движения, скорость и продолжительность. Вы хвалите и ругаете лошадь. Иногда вы можете пойти гулять с лошадью на чомбуре как с собакой на поводке, тогда лошадь будет выбирать, куда и как идти, а вы будете следовать за ней. Но именно вы решаете когда вы пойдете гулять, а также когда наступает время закончить прогулку. Вы следуете за лошадью не потому, что у вас нет выхода, а потому что вы разрешили ей так себя вести.
Так что, вы абсолютно равноправные партнеры? Сколько бы вы ни предоставляли свободы вашей лошади, окончательное слово все равно остается за вами. Иначе ваша лошадь начинает считаться непослушной. Вы - лидер.
Чем отличается лидер от командира? Командир отдает приказания. Командир наказывает за неповиновение. Командира боятся, поэтому выполняют его требования. А лидера уважают. Лидера выбирают себе сами, потому что он умнее, ловчее, сильнее, здоровее - мало ли почему! С помощью описанных в статьях методах НХ вы сможете стать лидером для своей лошади.
Физическое наказание и применение силы.
НХ не отрицает применение силы в отношении лошадей. Но ратует за то, чтобы она применялась только в крайних случаях и очень аккуратно. Согласно НХ отношения с лошадью строятся на доверии. Не предадите ли вы доверие лошади, если ударите ее?
Natural Horsemanship и остальные методы обучения.
"Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать." (Карен Прайор "Не рычите на собаку"). Методов работы с лошадьми действительно существует великое множество, причем каждый тренер будет яро отстаивать именно свой способ и уверять, что все остальное не работает, приводя вам сотни доводов.
Самое главное - свято верить в свой метод. Когда требования выстраиваются в систему, обучаемому становится вполне возможно их понять и усвоить. Так какой же метод выбрать при работе со своей лошадью?
НХ подходит для тех, кто хочет построить свои отношения с лошадью на взаимопонимании и доверии, кто признает в каждой лошади личность, кто считает недопустимым для себя бить лошадь или орать на нее, кто не считает, что это дикое непредсказуемое опасное животное, а уверен, что к любой лошади можно найти подход и сделать ее безопасным, надежным, отзывчивым другом.
А вот, что пишет по этому поводу Пат Парелли:
Parelli Natural Horse-Man-Ship (Естественные Отношения Человека и Лошади по Парелли) имеет целью улучшить жизнь и взаимоотношения лошадей с их людьми, воспитывая в лошадях партнеров.
Эта цель может быть достигнута с помощью знания и понимания логики лошади, животного-добычи, а также самовоспитания лошадников, каким бы видом спорта они ни занимались. Моральное, эмоциональное и физическое развитие в сочетании с уверенностью в себе и отношениями, построенными на лидерстве - помогут выработать более мирный подход к жизни в целом.
Чем пользуется и характеризуется НХ:
- Никаких искусственных вспомогательных средств; простота веревочного недоуздка; корда; хлыст /у Парелли он называется carrot-stick и используется не для удара, а скорее как полосатая палочка у гаишников, прим. перев./; чомбур; 15-метровая веревка; уздечка с простым мягким трензелем; мягкая хакамора; трензель без сочленений, прямой, для тонкой работы (сбор).
- Работа на земле и верхом.
- Никакого наказания, только подкрепление, делающее правильное выполнение команды легким, а неправильное трудным.
- Положительный, естественный,настроенный на постепенность подход.
- Веселье и изобретательность!
Против чего выступает НХ:
- Искусственные вспомогательные средства: капсули и "сопли", не дающие лошади открывать рот, цепочки, мартингалы, скользящие поводья, любые трензеля строже простого мягкого трензеля, оказывающие большее давление на рот лошади.
- Злоупотребление шпорами.
- Злоупотребление трензелем (жесткое, грубое, интенсивное его использование).
- Наказание.
- Агрессия.
- Физически заставлять лошадь что-то сделать, не обращаясь к ее уму, не позволяя ей думать и не спрашивая ее разрешения.
- Слишком малая доля работы на земле в программе обучения.
- Нехватка воображения в обучении.
- Нехватка веселья и игр.
- Принцип "цель оправдывает средства".
Информация взята с сайта "Старый Друг"
Из этой темы были удалены все сообщения. Поэтому вы можете высказывать свое мнение об этой методе здесь, но НИКАКХ ссор!